?

Log in

No account? Create an account
The Crystal Method - London

money_desire in obraz_gizni

Александр Боковиков, креативный продюсер

Друзья, поскольку я ве-таки немного связана с кино, то я не могу не использовать эту возможность для ОЖ. Надеюсь, вы не против.

Александр Боковиков, креативный продюсер компании «Пирамида», снимающей сериалы и телевизионные фильмы, о том, какие сценарии присылают и сколько они стоят, о рабочих качествах, о своих принципах и о многом другом.

Когда можно снимать на свои
Есть понятие «кино», а есть - «продукт».
На свои можно снимать продукт, заведомо вписывающийся в ту нишу, которая открыта в бюджете телеканала, куда можно войти, положить продукт и забрать за него деньги. Мы снимаем продукт. На свои. Наш генеральный продюсер вкладывает собственные деньги.

Если вы снимаете на свои кино, значит, вы меценат - нет никакой гарантии, что у вашей работы будет прокатная судьба и прибыли.

Кинопроизводство и производство кино
Кинопроизводство состоит из двух составляющих, в первом случае ударение - на слово «кино», во втором – на «производство». Если в первом случае все заботятся о том, чтобы в первую очередь получилось кино, и хоть как-то пытаются соблюдать некие нормы производства, то во втором - о том, чтобы при соблюдении всех норм производства: сроков, денег, получалось что-то, похожее на кино.
Мы стараемся делать кино по внутреннему ГОСТу компании, который включает в себя профессиональную режиссуру, операторскую работу, хорошего уровня актеров и самое главное – высококачественную историю.
Авторское кино и кинопроизводство с ударением на «кино» – это попытка сказать зрителям нечто, что находится за пределами их повседневного мироощущения, попытка расширить взгляд человека на окружающую действительность и заставить увидеть то, что он видел тысячу раз с другой стороны, другими глазами. Это иной, отличающийся от повседневного и банального, взгляд на мир. И зритель вправе выбрать, хочет ли он смотреть на мир глазами автора, или нет. А наша задача создавать профессиональный продукт для семейного отдыха. Добрый и ненапряжный.



99,9% графоманов
У нас графоманская страна, поэтому приходит огромное количество сценариев. Присылают много чудовищных поделок.
Иногда редакторы приносят перлы, достойные опубликования. У меня есть три любимых фрагмента из сценариев. Один сценарий начинался так: «Оля сидит перед зеркалом и рассматривает свое отображение. В этот момент она осознает, что ее жизненное предназначение – стать певицей». Я предложил раскадровать это в три секунды. Крупный план – Оля осознает. На то, как раскадровать жизненное предназначение, моей фантазии не хватило. Второй сценарий начинался так: «Оля и Коля тащат на себе шкаф, который внезапно ломается, и из него выпадает кусочек тунгусского метеорита, элегантно оправленного в колье, и дневник бабушки, в котором по-французски было написано…». «От отчаяния она отправилась на панель, где ее чуть ли не изнасиловали», - это третий фрагмент.

Внутренняя кухня
У нас есть должность «читающий редактор», который обязан прочитать 10 страниц всех поступающих сценариев. Если через 10 страниц ничто не заставляет читать дальше, редактор вправе отложить работу в сторону, а если хоть что-то заинтересовало, должен дочитать. Случается, при очень плохом языке есть хорошая идея. Были случаи, когда совершенно не связанные с кино люди становились авторами идеи, по которой мы делали сценарий. Так один сценарий получился из работы человека, который на Горьковском заводе был инженером. Идея, которую он предложил, развилась, и получился сериал «Погоня за ангелом».
Бывает, профессиональные драматурги с именами присылают явную халтуру.

Как только у какого-то телевизионного проекта высокий рейтинг, мы тут же получаем пачки сценариев с аналогичным содержанием. Мы перечитали штук 500, наверное, вариантов «Не родись красивой».
99,9% мы отсеиваем. Это связано с общим качеством потока.

О деньгах
Сейчас стоимость сценариев упала в разы. Упали и бюджеты. Насколько мне известно, 2 – максимум $2,5 тыс. можно получить за серию в 12серийном сериале. Чем больше серий, тем меньше оплата. В 48серийном сериале может быть и $750-800 за серию. Максимальная цена сценария полнометражного телевизионного фильма – $5 тыс. В прокатном кино – сумма всегда определяется индивидуально. Она непредсказуема. До кризиса я слышал цены от $15 тыс. до 150. Как они изменились сейчас, я не знаю. Но производство таких фильмов сократилось в 17 раз, соответственно, и количество покупаемых сценариев сократилось примерно на столько же.

Кто такой креативный продюсер



Креативный продюсер отвечает за творческое качество: за идею, которую в данном проекте пытаются нести создатели, за творческие кадры. В большинстве случаев я предлагаю кандидатуры режиссеров, операторов, композиторов, художников, монтажеров.

В чем заключается работа с идеей?
Всегда по-разному. Для сериала «Зверобой» возникла идея видений героя, с которыми он не может справиться, но которые могут помогать распутывать разные дела. Идея зацепила, она не нова, но была достаточно свежо преподнесена автором. Стояла задача, сделать это не смешной мистикой, не сказкой, а нормальной, вписывающейся в наш быт ситуацией, которая была бы достоверной и заставляла следить за сериалом.

Есть замечательный сериал «Погоня за ангелом», который не стал культовым. И один из зрителей, нам указал, почему. Он написал, что главный герой – сынок богатого человека. «А нам, простым зрителям, трудно сочувствовать таким людям, - правильно сказал он, - Был бы он хотя бы приемным сыном, мы бы его полюбили». И это та вещь, до которой должен был додуматься я.

У нас есть негласная установка - зло должно быть наказано, добро должно быть вознаграждено. Это такой принцип кармической ответственности. Если герой гибнет, то должна быть на нем вина, которая делает эту гибель возможной в сознании зрителей. Я стараюсь следить за тем, чтобы ни один подонок не ушел безнаказанным. Хотелось бы, чтобы в наших сериалах ни один благородный, добрый поступок не остался не вознагражденным. И это не дешевая популистская идея. Это принцип, который соблюдается и в жизни. Не люди должны быть судьями, но люди должны знать, что судьба все видит, все знает и за все предъявит счет.

Нужные качества продюсера
Умение оценить чужие амбиции, правильно соизмерить их со своими и верно расставить приоритеты. Амбиции являются первопричиной всех конфликтов и всех удач в нашем деле. Я приветствую амбицию «если я за это взялся, то я это сделаю и сделаю это хорошо». Но амбицию «я за это взялся, поэтому сделаю это так, как хочу я, и никто другой мне не указ и не советчик» я стараюсь иногда жестко, иногда мягко сломать, потому что одна голова – хорошо, а две лучше. Кинопроизводство – процесс коллективный.

Умение превращать людей, вовлеченных в процесс, в соратников.
Человеку необходимо рассказать, зачем ему это всё нужно. Часть людей способна сформулировать для себя собственные стимулы, а часть – нет. Они их чувствуют подсознательно, но не проговаривают. Если ты умудряешься проговорить для человека и облечь в конкретную форму тот стимул, ради которого он этим занимается, то он может быть тебе благодарен и уже осознано может использовать этот стимул в своей работе.

Принципы
Нельзя окружать себя людьми, которые заведомо слабее тебя. В этом случае потолком вашей совместной деятельности станет твой уровень и этот уровень будет все время понижаться, потому что люди, которые слабее тебя, тянут вниз. Если ты окружаешь себя людьми равными и сильнее, то ты будешь расти и развиваться вместе с ними.
Не бояться ярких и сильных людей, но при этом следить за тем, чтобы они могли контролировать себя на уровне «время, деньги, производство».

Герои и роли
Мы планируем сериал «Пилот международных авиалиний». Пришлось поменять авторов, в связи с тем, что первый вариант сценария, который мы получили, совершенно не устраивал с точки зрения правдоподобности ситуации. Это было бы скучно, надумано, а актерам стыдно предлагать играть такие ходульные, картонные роли. Мы расплатились за проделанную работу и пригласили новых авторов. Им подробно рассказали, что нам нужен образ не Шварцнеггера, а, условно, Брюса Уиллиса, имеющего свои слабости. Но при этом для героя есть святые вещи: он всегда защитит женщину, родину, всегда защитит слабого. Он, конечно, не комсомольский вожак с молотом и наковальней, а человек, который может и слабинку в чем-то дать и имеет какие-то свои милые привычки. Главная героиня не должна быть принцессой, которая сидит дома и ждет, когда ее герой примчится на белом коне, а девушкой, способной активно бороться за свое счастье.

Другие миры
Благодаря кино мне удалось побывать в очень многих местах, в которых я никогда не побывал бы, если не работал в кино. Необыкновенные заводы, пещеры, горы, жизнь киношника забрасывает куда угодно. Кроме того, я соприкоснулся с огромным количество миров. На фильме «Увлеченья» несколько месяцев было прожито на ипподроме и несколько месяцев проведено в мире лошадников. Потрясающий опыт. Мир военных, летчиков, спортсменов, сельских интеллигентов и так далее. Каждый открывает новую для меня вселенную.



Для меня отдых – это переключение на новые впечатления. А работа в кино делает эту возможность регулярной.

Comments

сенкс. очень и очень)
рады стараться, эз южал)
tnx
тебе понравилось?
))))) да, прикольно и с кирой оч здорово спорное - это хорошо спорное заставляет задумываться
да, вижу, вижу. спасибо
Максимальная цена сценария полнометражного телевизионного фильма – $5 тыс.

а че правда все так плохо?
по-моему, пока свой сценарий не продашь, точно не узнаешь.
но в любом случае дискотеки по поводу сногсшибательных гонораров не будет.
это похоже на минимальную цену, а не максимальную. А сколько стоит снять телемувик? Что автору сценария нельзя заплатить процентов 5 хотя бы от бюджета, как родителю сюжета?
интервью интересное, но ничего из его работ я пока не видел, а если видел, то из общей массы телемакулатуры ничем не выделил. так, что еще один блестящий теоретик
он же не актер, не режиссер, не автор фильма, его персона не столь публична, чтобы ее запомнить и узнавать.
Вы говорите глупости. Боковиков блестящий, опытнейший ПРАКТИК, именно практик, отработавший много лет в производстве кино, как администратор, директор и продюсер.
Статья интересная, но не в обиду автору хочется назвать не "кино" и "продукт", а "кино" и "гавно", хотя получается виноват в этом не продьюсер, а телеканал?
очень интересное интервью, спасибо.
хотела бы я тоже работать в кино. у вас нет вакансий?

Фильмография Боковикова

Сколько я знаю Сашу - на вопрос о гонорарах, он всегда занижает цифры раза в три, а то и в пять. Вообще же, говоря о продюсерах, директорах картин - всех тех, кто работает ЧУЖИМИ деньгами - о посредниках между владельцем денег и автором (работником), нужно четко понимать: То, что недоплатили автору, работнику, насколько денег удалось его опустить, под тем или иным предлогом - это все, что пошло в карман продюсера, посредника.