?

Log in

No account? Create an account
The Crystal Method - London

money_desire in obraz_gizni

Володя Купцов, человек рунета

Володя Купцов, автор интернет-старатапов egenius.ru и vnakate.ru, о пути от свободного плавания до обязательств перед инвестором.
Проекты, которые однажды Володя нарисовал у себя в голове, сейчас под его чутким контролем реализуются командой компании АВК-Медиа.




Почему ты выбрал именно интернет-направление?
Мы с моим другом Григорием занимались своим бизнесом - дизайном полиграфической продукции, веб-дизайном, даже интерьерами. Дизайном в широком смысле слова.

То есть один из вас - дизайнер?
Нет, просто у нас врожденное чувство вкуса.
Так вот, в какой-то момент у нас возникла ложная мысль, что проще всего стартап сделать в интернете. Мы продирались сквозь тернии реального бизнеса, когда появилась мысль о виртуальном. У нас есть много друзей программистов и дизайнеров. Они могли бы, как мне казалось тогда, быстро и качественно реализовать любую идею, которая пришла бы мне в голову, а приходят они постоянно. Качество их спорно, но приходят с завидной регулярностью. На детском восторге мы ломанулись в интернет и со временем поняли, что это стоит денег и на энтузиазме далеко не уедешь. Это редкий случай, когда собирается команда единомышленников, которая может довести проект до удачного результата без стороннего вмешательства. Мы решили, что нам необходима помощь, и довольно быстро нашли себе инвестора.

Любому ли стартапу нужна большая команда, деньги?
То, что делается командой единомышленников, как правило, не является конкурентоспособным продуктом. Вот, например, Facebook. Студент сделал сайт для своего кампуса, если бы он не получил свои 400, что ли, тысяч долларов, так и остался бы в кампусе. А потом какой-нибудь AOL посмотрел на него и сделал бы свой facebook. Все равно facebook в нынешнем виде сделал бы гигант, потому что невозможно создать настолько сложный проект, который выдерживает такие нагрузки, без финансовой поддержки. На коленке такие проекты не делаются. Прототип – ради бога, бета-версия – тоже, но не более того.

Какая часть проекта требует основных инвестиций? Как распределяются деньги?
Сложно сказать. Есть проекты, которые сами по себе крайне простые, их разработка стоит не так уж много: что-то заказывается на аутсорс, что-то собирается у себя. Но зато такой проект, скорее всего, будет входить в густонаселенную нишу. И даже если у него есть свое ноу-хау, чтобы вылезти в этой нише, нужно сразу же вложить несколько миллионов в рекламу.
А если проект разрабатывается достаточно долго и полгода у тебя работает команда, то за это время набежит приличная зарплата.



Какие взаимоотношения бывают между инвестирующей компанией и автором идеи?
Вообще инвестирование слабо регламентировано законодательством. Как сказал один человек, инвестирование в России – это просто дать кому-то бабла. В принципе, так оно и есть.
В интернете вероятность того, что проект не выстрелит намного выше, чем в сфере промышленности, например. Вот два одинаковых проекта стартовали, один выстрелил, а другой почему-то нет. Почему? Хрен его знает.
Поэтому инвесторы стараются вкладываться под небольшой процент, но в портфель. Когда покупается процентов по 10 от разных проектов - это венчурный тип инвестирования. В этом случае человек остается практически полноценным владельцем своего проекта.

Есть другой тип, когда выкупается контрольный пакет. Тут больший контроль, насколько он у нас в стране возможен. С таким инвестированием есть риск ухода команды. Когда на проект приходят ребята-энтузиасты, им кажется, что они сейчас получат деньги и все станет еще лучше, а инвестор, естественно, начинает на них перекладывать свое видение. Его специалисты, аналитики, оценщики начинают этих ребят зажимать, а у них нет к этому готовности. Ребята могут просто взять и уйти. И что будет делать господин инвестор со своим 51%, непонятно.

Мне кажется, когда идешь к инвестору, нужно понимать, что на свои бабки ты можешь сделать продуктовую палатку и получать 3000 долларов в месяц, при этом постоянно ездя на своих жигулях и подвозя продукты. Такая мысль, кстати, у меня когда-то была. Или ты можешь открыть завод с помощью чужого инвестирования. Сам же ты этот завод никогда не откроешь. Вероятность 1 к 10000. Но, если в тебя вложат денег и дадут квалифицированных экспертов, то ты сможешь это сделать быстро и хорошо. Да, ты не будешь владельцем этого завода, но ты будешь получать какой-то процент от его дохода. Для меня это очевидный выбор. И очень многие люди, как выясняется, готовы к тому, чтобы продать свой проект.

Тут вопрос в том, что многие смотрят на стартап в интернете, как на палатку, а не на завод.
В принципе так оно и есть. Доходы интернет-гигантов и доходы какой-нибудь нефтянки совершенно несопоставимы. Но только пока. Люди это понимают и вкладываются заранее. Как электрификацию всей страны сделали, так и интернет проведут со временем.

Ваш инвестор - частное лицо или организация?
Организация.
Она как-то связана с интернетом?
Абсолютно другая степь.

Как проходил твой процесс перехода из свободного плавания на фултайм?
В последних классах школы я считал, что с большим трудом смогу работать на дядю, у меня просто не получится. Но в какой-то момент понял, что свой кругозор и мировосприятие надо расширять и таким образом в том числе.
У нас был достаточно легкий и дружелюбный процесс взятия под крылышко, в этот момент компания как раз искала объекты для расширения своего бизнеса. Мы очень органично влились. Я с удовольствием прихожу в офис, работаю. Хотя это очень непросто и рутинно руководить группой людей.

Нужно быть лидером. Выявил это в себе?
Сейчас я знаю наверняка, что у меня есть и замашки, и задатки лидера. Какое-то время назад в связи с большим количеством фактов: поиском людей, некоторыми организационными моментами - мне пришлось усомниться в этом. Я почувствовал себя бесхребетным созданием, которому еще и руки за спиной связали. Но это был временная трудность, и ее удалось преодолеть. Сейчас я, во-первых, гораздо больше понимаю, во-вторых, я собрал вокруг себя людей, которые мне симпатичны и действительно являются профессионалами. Благодаря этим людям я постоянно учусь, мне интересно применять то, что они мне дают. Сейчас мне кажется, что мне комфортно быть ведущим, а не ведомым.

Насколько ты жесткий человек?
Был абсолютно мягок, потом понял, что это не работает. Но жестким тоже быть не стоит. Должна быть золотая середина.

Самое сложное в управлении – это, наверно, человеческий фактор…
Панацея от многих проблем – это хорошо и подробно прописанная документация. Пока ты не боишься разводить макулатуру, все будет прекрасно. Я сейчас понимаю, почему, например у разработчиков игр, существует такая должность, как «технический писатель». В контексте стартапов – это тоже очень важно. Когда стартап делает команда единомышленников – это одно, но когда приходится работать в компании и набирать людей, при этом стараясь удерживать креативную атмосферу, чтобы совместить работу с жизнеспособностью, необходимо очень подробно и детализировано все описывать: концепции, технические задания, проводить анализы – это все гораздо важнее, чем кажется.
Мне тоже сначала казалось, что это фигня. Достаточно прописать весь базовый функционал и ходить раздавать – пускай работают. Но тогда каждый увидит проект по-своему. «Я не понял, как это сформулировано вот здесь, поэтому начал делать по-своему, потратил на это уже неделю, поэтому давайте уже в этом русле двигаться».

Еще надо договориться с коллегами, которые, вероятно, не будут полностью согласны с твоим видением проекта…
Это вопрос аргументированности позиции. Существует также маркетинговый анализ…

Тоже вопрос - как проводить маркетинговый анализ, когда ты запускаешь что-то, не имеющее аналогов?
С трудом. У нас как раз стояла такая задача по одному из проектов, который мы сейчас начали. Наш маркетинговый анализ свелся к тому, что мы посмотрели: ага, такого ничего нет. В итоге мы ориентируемся на запад, потому что там все происходит на полтора шажка вперед, на западе хотя бы есть срез аудитории, приблизительно похожей на нашу. В любом случае, огромное количество, если не подавляющее большинство проектов, запускающихся у нас в российском сегменте, – это…

Калька?
Ну, в общем, как-то так, да. И чего париться. У них и возможности другие, и количество пользователей несопоставимо. Поэтому нам четко было сказано, все свои последующие проекты рассчитывать на .com, сразу делать их двуязычными.

Наверно, и возможностей монетеризации у таких проектов больше.
На западе с монетизацией все проще. Там люди привыкли платить, для них это не проблема. Поэтому микроплатежи и главное – абонентская плата за какие-то услуги - воспринимаются как нечто совершенно естественное. На огромном количестве сайтов при базовой регистрации можно использовать узенькую прослоечку, а чтобы по-человечески пользоваться ими во всей прелести и красоте, надо заплатить 15 евро в месяц. И 15 млн человек ежемесячно отстегивают бабки. У нас с этим сложно сейчас. Хотя культура платных сервисов (надо сказать спасибо всем остальным игрокам рынка, в особенности крупным, таким, как Мамба или vkontakte, которые вводят большое количество микроплатежей) со временем привьется и у нас.



Расскажи про те проекты, с которыми ты пришел в АВК-медиа.
На момент нашего с Григорием прихода в компанию много средств нашим проектам не требовалось, мы хотели закончить 2 дела. Первое – egenius.ru, чтобы находить последующие проекты, инвестировать в них и развивать. Второе – vnakate.ru, сеть для ценителей алкоголя.

Изначально egenius был сделан за 15 минут на коленках с совершенно иным посылом – «приходите к нам пообщаться на тему своих идей, а мы вас поддержим», социальная такая штука. Потом стало понятно, что на социальном бла-бла-бла далеко не уедешь. Мы решили, что его можно использовать для постоянного пополнения портфеля инвестора проектами и для выявления тенденций.

Затем к нам пришла Ира (PR-менеджер АВК-медиа – прим. автора) и активно взялась за egenius.
Последним нашим шагом стали семинары для стартапщиков. Это очень здравая идея. Не всегда человеку настолько сильно нужны деньги, как ему кажется. Точнее, он не всегда понимает, что ему не столько нужны деньги, сколько рациональный совет от человека, который уже на этом собаку съел. К нам регулярно приходят люди и говорят: «Нам нужны три миллиона долларов», выкатывают бизнес-план на 8 листов А3 и инвестиционный анализ. Наши специалисты смотрят и смеются, потому что не понимают, зачем нужно столько денег. Это происходит из-за того, что многим не хватает знаний и реального опыта в первую очередь. И мы организовали семинары, чтобы прошедшие через многое люди могли поделиться опытом.

Что происходит с идеями, которые присылают для проекта egenius?
Сейчас мы одну идею взяли, если у нас юридически срастется с человеком, все будет очень хорошо. Это достаточно легкая и быстренькая идея.
Люди, присылающие нам свои идеи, мучимы двумя основными вещами: отсутствием осведомленности о рынке и гигантоманией. Ну, например, давайте сделаем новый интернет или давайте сделаем двигатель для звездолетов. Присылают проекты, не связанные с интернетом, люди не очень склонны читать.

Еще жуткая банальность. Такое ощущение, что людям тяжело пробить в поисковике то, что они только что придумали. Они сразу пишут нам, причем, иногда даже расписывают очень подробно. Недавно предлагали сделать хранилище для файлов.

Мы со всеми вступаем в диалог, даже если идея очевидно провальная, мы все равно не оставляем письмо без ответа. Хотя на сайте написали, что не комментируем идеи, на выходе всегда какой-то комментарий даем.

Какие еще тренды можно определить, исходя из присылаемых вам идей?
Гигантомания и банальность, как я уже сказал, и еще предлагают очень много социальных сетей, узкоспециализированных в основном: по туризму, экстримальному спорту.

Много лотерей присылают. Время такое. Люди думают, что сейчас все бросятся в лотереи играть. Как случилось в Италии. Когда только начинался кризис, там объявили лотерею с огромным призовым фондом, что-то около полумиллиона, и за две недели эти ребята заработали несколько миллиардов. И кто-то, конечно, выиграл, что уж там, отрезали от миллиардов полмиллиона. Видимо, на таком красивом, почти киношном примере, люди присылают очень много лотерей.

Очень много онлайн игр, но, почему-то, в том же виде, что уже существующие. Без изюма.
Из интересных проектов мы вели переговоры с megaplan.ru и skillopedia.ru, очень хорошие ребята.

По каким параметрам вы отбираете проекты?
Зачастую эти параметры субъективны. В первую очередь, конечно, мы смотрим, насколько проект коммерчески привлекателен. Всегда хорошо, когда есть что-то за спиной: какие-то наробтки, команда единомышленников.
Если на уровне идеи мы прочитали мысль и она еще не кажется нам абсурдной, то мы можем запросить бизнес-план или какие-то данные по деньгам, чтобы передать го нашему инвестиционному инспектору.

Проводим беглый анализ: смотрим нишу, целевую аудиторию, есть ли подобные проекты, насколько реальна и прозрачна схема монетеризации. Если все эти стыки сводятся, то тогда мы можем встретиться, пообщаться. Это многоступенчатый процесс. У нас ни разу не было такого, чтобы мы получили идею и сразу крикнули: «Эврика!» Хотя мы очень ждем.

Вернемся к твоим проектам – сеть vnakate связана с твоим личным интересом к алкоголю?
На самом деле, я не пью. Но когда придумывал проект, пил. Мы как-то сидели с Григорием за стаканчиком чего-то очередного и придумали такой сайт. Эта тема была совершенно не покрыта в интернете. У нас был прагматичный расчет: рекламу в офлайне сильно зажимают, а в интернете нет.

Сейчас проект выглядит не очень хорошо. То, что нарисовано и придумано, еще практически не отражено на сайте. Я надеюсь, скоро на все это можно будет смотреть без содрогания. Сейчас мы прикручиваем к нему очень серьезную базу данных по алкогольной продукции.

Сначала думали делать в чистом виде социальную сеть, но это ж никому не нужно. На тему алкоголя всегда есть, что сказать в том формате, в котором потом будет не очень интересно читать.

Можно было пойти по пути редакторского контента. Это тоже путь достаточно тупиковый. Людям, может быть, будет и интересно читать, но мы не можем все время писать. Надо чтобы пользователи начали писать сами. Поэтому мы движемся по следующему пути - даем информацию об алкоголе: какие бренды есть, как делать те или иные коктейли, пользователь получает рекомендации по своим предпочтениям, принимает участие в виртуальных дегустациях и по определенной схеме описывает свои впечатления.
Наши люди – это не те, кто нажираются, а скорее ценители, которых интересует вопрос, им интересен вкус. Они ближе к гурманам.

Ты говоришь, что проект был придуман, когда тебе было интересно выпить. Сейчас не стало сложнее над ним работать?
Личный интерес к потреблению мешает работать (смеется). Сам вопрос мне не интересен, а проект актуален и к нему будет интерес всегда.
Наш следующий проект будет связан со знакомствами. Там будет фишка, аналогов реально нет нигде. Мне этот сервис как сервис, скорее всего, интересен не будет, но я горю этой идеей самой по себе. Это объектное восприятие
действительности. Вот объект, он мне нравится, но я его не идентифицирую с собой.

В итоге, что положительного ты обнаружил для себя в среде интернет-стартапов?
Во-первых, мне очень нравится то количество живого креатива, которое существует в этом пространстве, во-вторых, безграничный энтузиазм, который ничем не придушишь, в-третьих, огромное количество самоучек-профессионалов, которые раскиданы у нас по городам. Люди способны к обучению самих себя. И мне очень нравится то, что они образуют созидательные и конструктивные комьюнити. На мероприятиях стартапщиков клубная атмосфера. Нет ощущения, что это обычные конференции. Обстановка неконкурентная. Это отношения 2.0 – открытые, расположенные друг к другу. И смелость. Готовы люди рисковать.

Фото - (с) full_throttle

Comments